4.1. Human resources policy

General principles of employee relations

NCSP Group’s balanced human resources policy, aimed at recruiting highly qualified professionals, developing the skills of employees, providing decent wages and fostering a strong corporate culture, has been a key factor in its successful development.

The employee incentive system at NCSP Group is based on competitive pay packages linked to employee performance. Considering the specifics of the Group’s business, special attention is paid to occupational health and safety.

The Group had an average of 6,914 employees in 2012.

Since 2007, labour relations at Group companies have been governed by collective agreements that guarantee employees favourable and safe working conditions, social benefits and guarantees, opportunities for training, and a number of additional types of material incentives. The collective agreements provide for additional compensation for work in difficult or hazardous conditions, as well as for multi-skilling and increased workloads.

In March 2013 PJSC NCSP management and employees signed a new collective agreement effective starting 1 May 2013 and valid till 2016. The agreement established a new mechanism of annual wages indexation by 5% across all wage rates and tariffs. It also introduces new piece rates for handling of a range of cargoes and expands the range of employees eligible for additional benefits.

The collective agreement regulates issues concerning pay and benefits for employees, discipline and occupational health and safety. The agreement also guarantees the rights of unions, and defines the obligations of the employer and union organizations in implementing the collective agreement.

The new version of the collective agreement was developed through dialog with a representative body that included representatives of unions operating at PJSC NCSP.

Training

Improving the professional skills of NCSP Group workers, as well as specialists and management personnel is apriority integral part of the Group’s human resources policy.

The human resources departments of Group companies have a common approach in their programs for training operational staff. All Group employees undergo training, instruction, professional development, evaluation and re-evaluation, and certification in 48 trades and engineering fields. This not only enables the Group to effectively respond to its companies’ changing needs for skilled workers, but also to meet the requirements of the Federal Environmental, Technological and Atomic Oversight Service and provide services to outside companies and generate additional revenue. The training center provided $18,000 in services to outside organizations in 2012.

In 2012, 4,389 employees participated in various education programs offering retraining, professional development and other training, including in occupational health and safety. NCSP Group spent more than $386,000 on employee training programs in 2012.

Table: Employee training in 2012, including in occupational health and safety

Company Spending on employees, ‘000 USD Employees trained, total Operational staff Specialists Office staff Managers
NCSP 58 2 912 1 301 1 280 99 232
IPP 12 67 28 11 28
NCSP Fleet 93 690 313 281 96
BSC 11 85 77 4 0 4
NLE 56 225 90 95 40
NSRZ 19 119 49 22 48
NGT 38 31 24 7
PTP 99 260 34 178 21 27
Group total 386 4 389 1 892 1 895 120 482

Benefits

NCSP Group has made it a priority to pursue a policy of corporate social responsibility toward its employees and has introduced a system of benefit packages at its companies. Collective agreements give employees the right to additional incentives such as additional paid personal days for women with children under the age of 18, severance packages for retiring employees, bonuses for certain anniversaries and years of service and other benefits. Employees also receive additional lump-sum bonuses upon the birth of children and monthly childcare allowances for children up to 18 months of age. Support is also provided for multichild families, families with disabled children and pensioners.

NCSP Group supports its employees during difficult times such as the death of a loved one, illness, fire, theft, natural disasters, and other circumstances. In order to promote the health of employees, the collective agreement provides reimbursement of expenses for regular medical examinations (for professions requiring periodic checkups and in the hiring process), and provides annual compensation equivalent to the average monthly salary to cover vacations taken for health and treatment purposes. NCSP Group spent $5.8 million on additional social benefits for its employees in 2012, 49% more than in the previous year.

In addition to benefits for its current employees, NCSP Group provides support for former employees who are now retired. The Group has a Port Veterans Council that deals with issues concerning provision of quarterly material assistance, as well as social security for veterans and their social and domestic issues. Employees who have worked for the Company for at least 20 years with a faultless record are awarded the title of Novorossiysk Commercial Sea Port Veteran Employee, which entitles them to a cash bonus and a number of other benefits.

The Group spent $563,000 on additional social welfare benefits for retirees in 2012.

Social partnership with unions

NCSP Group works closely with the Krasnodar Union of Port Workers (PRMP, founded in February 2001). The Group and PRMP, within the context of a social partnership, have developed a special social security program for PJSC NCSP employees who are members of the union.

  • The following social programs are being implemented within the context of union activities:
  • Women and Children program. Benefits upon birth of children, benefits for multi-child families, monthly benefits for women on maternity leave with children up to three years old, etc.;
  • Anniversaries and Holidays program. Benefits for participants of local conflicts for February 23, benefits for union members, etc.;
  • Best on the Job program. A competition is held among port employees to select the best in each department;
  • Health program. Partial reimbursement for medical expenses;
  • Cultural Events program. Expenses for organization of New Year celebrations for children, tickets for various events;
  • Sports program. Partial reimbursement of expenses for attending sports leagues, renting fitness rooms, holding various sports competitions;
  • Solidarity Foundation program. Benefits for parents with disabled children, sanatorium-spa treatments for employees, summer camps for children with intensive English language programs, group vacations for union members, excursions, etc. The program also provides third-party liability insurance for union members. All union members are insured for accidents occurring in the workplace or on the way to and from work.

Occupational health and safety

Stevedoring operations by their nature can pose certain risks to the health and safety of employees, so NCSP Group takes occupational health and safety very seriously. The Group has introduced the Occupational Safety Management System (OSMS) to ensure safe working conditions at its companies. The system regulates the process of monitoring, certification and reporting for each division, and establishes a special occupational safety day.

As part of its work in the area of occupational health and safety, the Group is working actively to certify its employees, and 1,770 employees were certified in 2012.

Although the Group has not yet managed to eliminate workplace accidents completely, their number was minimized to only 29 incidents in 2012.

All Group companies have carried out various measures in the area of industrial safety in 2012, including evaluations of industrial safety, technical certifications, audits, monitoring, reviews, and inspections of equipment and installations at hazardous facilities. The companies have also prepared plans to undertake similar activities at subsidiaries in 2013.

Additionally, companies held training exercises for potential emergency situations, including drills on the Plan for Containment and Management of Emergency Situations and the Plan for Prevention and Management of Oil and Oil Product Spills.

A number of documents related to industrial safety underwent industrial safety reviews and were registered with Russia’s Federal Environmental, Technological and Atomic Oversight Service (Rostekhnadzor).

Risk and liability insurance

NCSP Group carries insurance for a broad range of risks and liabilities, including property insurance, losses due to interruption of operations, civil liability insurance for hazardous enterprises, optional health insurance and group accident insurance.

NCSP Fleet and Baltic Stevedoring Company anniversaries: something to be proud of

In the 20 years since it was founded, PJSC NCSP Fleet has become the largest towing and tugboat company in the country. The company now has 695 employees, many of whom have been working in the port fleet for over 30 years and have a wealth of experience, both in routine operations and emergency situations such as fighting the fire on the Bulgarian tanker Khan Asparuh in October 2001 and coming to the aid of the bunkering ship Prometheus. These successful operations prevented environmental disasters and saved the lives of many crew members. PJSC NCSP Fleet workers have been repeatedly commended by the Russian Transport Ministry and the regional governor for their valiant efforts. To mark the PJSC NCSP Fleet’s anniversary, the company presented awards to 12 employees.

LLC Baltic Stevedoring Company celebrated its tenth anniversary in 2012. Since its inception, LLC BSC has consistently pursued its goals and achieved excellent results, assuredly securing its position as one of the fastest growing companies in the Kaliningrad Region and one of the leading companies in Russia’s container shipping market. Thanks to its hard work year in year out, day in day out, LLC BSC is making a considerable contribution to the growth and prosperity of the NCSP Group.

In the relatively short period since it was founded, LLC BSC has mastered the latest technologies, formed a close-knit team of professionals, and withstood the difficult times of the crisis to grow further and improve its performance.

  © PJSC «Novorossiysk Commercial Sea port» 2013

4.1. Кадровая политика

Общие принципы взаимоотношений с персоналом

Одним из главных факторов успешного развития Группы НМТП является сбалансированная кадровая политика, направленная на привлечение высококвалифицированного персонала, повышение профессионального уровня сотрудников и обеспечение достойного уровня оплаты труда, создание и поддержание корпоративной культуры.

Система мотивации персонала в Группе НМТП основывается на принципах конкурентоспособной оплаты труда, в которой размер вознаграждения зависит от результатов деятельности работника. Учитывая специфику деятельности предприятий Группы, особое внимание уделяется обеспечению безопасности работы и охране труда.

Среднесписочная численность персонала Группы в 2012 году составила 6 914 человек.

С 2007 года основным документом, регулирующим отношения между работодателями и сотрудниками на предприятиях Группы, является коллективный договор, гарантирующий работникам достойные и безопасные условия труда, предоставление социальных льгот и гарантий, возможность обучения, профессиональной переподготовки, и ряд дополнительных видов материального поощрения. Коллективный договор предусматривает доплаты работникам за работу в тяжелых и вредных условиях, а также за совмещение профессий и увеличение объема работ.

В марте 2013 года между Администрацией и работниками ОАО «НМТП» был подписан новый Коллективный договор, вступающий в силу 1 мая 2013 года и действующий до 2016 года. В документе зафиксирован новый механизм индексации заработной платы сотрудников, которая будет проводиться ежегодно в размере 5% по всем ставкам и окладам. Также были введены новые сдельные расценки на перевалку целого ряда грузов, расширен список работников, получающих дополнительные льготы.

Положения Коллективного договора регламентируют вопросы заработной платы, социальных гарантий работников, дисциплины и безопасности труда, охраны здоровья. Также документ гарантирует права профсоюзных органов, определяет обязанности работодателя и профсоюзных организаций по исполнению Коллективного договора.

Работа по подготовке новой редакции коллективного договора велась в диалоге с единым представительным органом, в который вошли представители профсоюзов, осуществляющих свою деятельность на территории ОАО «НМТП».

Обучение

Повышение профессионального уровня, как рабочего персонала, так и специалистов и руководящего состава Группы НМТП является одной из важнейших задач кадровой политики холдинга.

Кадровые службы компаний имеют единый подход к формированию программы обучения производственного персонала. На базе учебного центра Группы проходят подготовку, обучение, повышение квалификации, аттестацию и переаттестацию, сертификацию 48 рабочих и инженерных специальностей все работники Группы. Это позволяет не только эффективно реагировать на изменение потребности компаний в квалифицированном рабочем персонале, но и соответствовать требованиям Росгостехнадзора, и оказывать услуги сторонним компаниям, зарабатывая дополнительные источники финансирования. В 2012 году учебный центр оказал услуги сторонним организациям на сумму $18 тыс.

В 2012 году в различных образовательных программах, предусматривающих переподготовку, повышение квалификации и обучение, в том числе, по вопросам охраны труда и техники безопасности, приняли участие 4389 работников компании. В целом по Группе НМТП затраты на обучение сотрудников в отчетном году составили свыше $386 тыс.

Таблица: Обучение персонала в 2012 году, включая обучение по охране труда и промышленной безопасности*

Наименование предприятия Расходы на персонал, $ тыс Обучалось сотрудников, всего Рабочие Специалисты Служащие Руководители
НМТП 58 2 912 1 301 1 280 99 232
ИПП 12 67 28 11 28
Флот НМТП 93 690 313 281 96
БСК 11 85 77 4 0 4
НЛЭ 56 225 90 95 40
НСРЗ 19 119 49 22 48
НЗТ 38 31 24 7
ПТП 99 260 34 178 21 27
Итого по группе 386 4 389 1 892 1 895 120 482

* Данные не являются показателями МСФО либо приведены по данным управленческой отчетности

Социальные гарантии

Группа НМТП уделяет особое внимание проведению политики корпоративной социальной ответственности в отношении своих сотрудников, что обусловило внедрение системы льгот на предприятиях компании. В частности, при заключении Коллективного договора работник приобретает право на дополнительные и поощрительные выплаты, например: дополнительные оплачиваемые дни отдыха для женщин, имеющих несовершеннолетних детей; единовременные выплаты работникам,

увольняющимся в связи с выходом на пенсию по старости; единовременные выплаты в связи с юбилейными датами, а также достижением определенного стажа работы на предприятии и т.д.

Сотрудники получают дополнительные единовременные выплаты при рождении детей и ежемесячные выплаты по уходу за ребенком до полутора лет. Кроме того, осуществляется поддержка семей, имеющих детей-инвалидов, многодетных семей, а также материальная помощь пенсионерам.

Группа НМТП поддерживает своих сотрудников в сложных жизненных обстоятельствах: в случае смерти, болезни сотрудника, пожара, кражи, стихийных бедствий и др. В целях заботы о здоровье сотрудников коллективный договор предусматривает возмещение расходов на регулярное прохождение медицинского осмотра (для профессий, подлежащих периодическим осмотрам и при приеме на работу), а также выплату раз в год премии в размере средней месячной заработной платы при уходе в трудовой отпуск на восстановление здоровья и лечение. В 2012 году сумма, направленная на цели дополнительного социального обеспечения сотрудников Группы, составила $5,8 млн., что на 49% больше аналогичного показателя предыдущего года.

Помимо предоставления социальных льгот тем, кто работает на предприятиях компании в настоящее время, оказывается поддержка и бывшим сотрудникам Группы, ныне пенсионерам. В Группе НМТП функционирует общественная организация

«Совет ветеранов порта», в компетенцию которой входят вопросы оказания ежеквартальной материальной помощи, а также решение вопросов по социальной защите ветеранов и решение их социально-бытовых проблем. Работникам, безупречно отработавшим не менее 20 лет, присваивается звание «Ветеран труда Новороссийского морского торгового порта» с выплатой денежной премии и предоставляется ряд льгот.

В 2012 году сумма, направленная на цели дополнительного социального обеспечения пенсионеров компаний Группы, составила $ 632 тыс.

Социальное партнерство с профсоюзами

НМТП активно сотрудничает с Профсоюзом работников морских портов Краснодарского края (ПРМП, основан в феврале 2001 года). В частности, результатом совместной работы на условиях социального партнерства компании и ПРМП стала разработка и успешная реализация целевой программы социальной защиты членов профсоюза — работников ОАО «НМТП».

В рамках деятельности профсоюза реализуются следующие социальные программы:

  • Программа «Женщины и дети». Материальная помощь при рождении ребенка, многодетным семьям, ежемесячные выплаты женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, и др.;
  • Программа «Юбилейные даты и праздничные даты». Выплаты участникам локальных конфликтов к 23 февраля, материальная помощь членам профсоюза и др.;
  • Программа «Лучшие на производстве». Проводится конкурс «Лучший в подразделении» среди работников порта;
  • Программа «Здоровье». Частичное возмещение затрат на медобслуживание и покупку лекарств;
  • Программа «Культурно-массовые мероприятия». Затраты на организацию новогодних праздников для детей, приобретение билетов на различные мероприятия;
  • Программа «Спорт». Частичная компенсация затрат на посещение спортивных секций, аренду тренажерного зала, проведение соревнований по различным видам спорта.
  • Программа «Фонд солидарность». Выплаты родителям, имеющим детей-инвалидов, доплата за санаторно-курортное лечение работников, оздоровление детей в летнем лагере с углубленным изучением английского языка, групповые поездки членов профсоюза в отпуск, на экскурсии и др. Программа также обеспечивает страхование ответственности членов профсоюза при причинении ущерба, нанесенного работником третьим лицам. Все члены профсоюза застрахованы от несчастного случая на работе и по пути на работу и с работы.

Охрана труда и промышленная безопасность

Специфика стивидорной деятельности предполагает наличие определенных рисков для жизни и здоровья работников, поэтому Группа НМТП уделяет большое внимание охране труда и промышленной безопасности. Для обеспечения необходимого уровня безопасности условий труда на предприятиях Группы внедрена Система управления охраной труда (СУОТ), в соответствии с которой регулируется процесс мониторинга, аттестации и отчетности в каждом подразделении, а также устанавливается специальный день охраны труда.

В рамках деятельности по охране труда на предприятиях Группы ведется активная работа по аттестации сотрудников — так, по итогам 2012 года было аттестовано 1770 человек.

Несмотря на то, что полностью предотвратить несчастные случаи на предприятиях Группы еще не удается, в 2012 году их количество было минимизировано до 29.

В 2012 году на всех предприятиях Группы проводились различные мероприятия в сфере промышленной безопасности — экспертизы промышленной безопасности, технические освидетельствования, ревизии, наблюдения, осмотры, обследования технических устройств и сооружений, эксплуатируемых на опасных производственных объектах. Были разработаны соответствующие графики на 2013 год.

Кроме того, предприятия проводили учебно-тренировочные занятия по возможным аварийным ситуациям, в частности, учебные тревоги по Плану локализации и ликвидации аварийных ситуаций и Плану по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

В отчетном году были разработаны, прошли экспертизу промышленной безопасности и были зарегистрированы в органах Ростехнадзора ряд документов, связанных с промышленной безопасностью.

Страхование рисков и ответственности

Группа НМТП практикует регулярное страхование широкого спектра рисков и ответственности компаний, включая страхование имущества, страхование убытков от перерыва в производстве; страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты; а также добровольное медицинское страхование персонала и коллективное страхование от несчастных случаев.

Юбилеи ОАО «Флот Новороссийского морского торгового порта» и ООО «Балтийская Стивидорная Компания»: есть, чем гордиться.

За 20 лет своего существования ОАО «Флот НМТП» стала самой крупной буксирной компанией страны. Сегодня на предприятии работает 695 человек. Многие работники имеют стаж в портовом флоте более 30 лет и обладают огромным опытом в проведении повседневных видов работ, так и действий в чрезвычайных ситуациях, таких как тушение пожара в октябре 2001 года на болгарском танкере «Хан Аспарух», оказание помощи бункеровщику «Прометей». В результате успешно проведенных операций были предотвращены экологические катастрофы и спасены члены экипажа. Не раз работники ОАО «Флот НМТП» получали благодарности от Министра транспорта РФ и главы края. В честь юбилея компания представила к награждению 12 сотрудников.

В 2012 году ООО «Балтийская Стивидорная Компания» также отпраздновала десятилетие со дня основания.

С самого начала развития Балтийская стивидорная компания четко следовала намеченным целям и достигла великолепных результатов в своей работе, уверенно заняв позицию одного из самых динамично развивающихся предприятий Калининградской области и одной из лидирующих организаций на рынке контейнерного бизнеса в России. Благодаря своему упорному труду год за годом, день за днем ООО «БСК» вносит ощутимый вклад в дело развития и процветания Группы компаний ОАО «Новороссийский морской торговый порт». За столь короткий период своей деятельности Балтийская стивидорная компания освоила современные технологии, сформировала сплоченный коллектив профессионалов, выстояла в тяжелые времена кризиса и плодотворно развивается, совершенствуя свою работу.

  © ОАО «Новороссийский морской торговый порт» 2013