2.3. Financial Results

USD mln or % unless otherwise stated 2012 2011 Change (%)
Revenue 1,033.7 1,049.5 (1.5%)
Cost of services 435.7 495.4 (12.1%)
SG&A 87.5 78.2 12.0%
EBITDA* 591.5 550.3** 7.4%
EBITDA margin 57.2% 52.5% 4.8pp
Profit 316.0 130.3 142.5%
Investments (CAPEX)*** 89.3 115.6 (22.8%)
Group debt 2,262 2,506 (9.7%)
Net debt** 2,019.0 2,378.7 (15.1%)
Net debt/EBITDA 3.4x 4.3x

* EBITDA is calculated as profit for the period before finance costs, income tax and D&A, impairment of goodwill, PP&E write-offs, interest income and foreign exchange gain/(loss), net

** Net debt is calculated as Total debt less Cash & cash equivalents

*** According to management reporting data, including VAT

NMTP Group’s revenue in 2012 was US$ 1,033.7 mln. Cost of services and SG&A expenses totalled US$ 435.7 mln and US$ 87.5 mln, respectively. Group EBITDA increased by 7.4% to US$ 591.5 mln, and the EBIDTA margin was 57.2%. The Group’s debt fell by 10% during the accounting period to US$ 2,262 mln. The net debt/EBITDA ratio at the end of 2012 stood at 3.4x.

Revenue

The Group’s revenue from stevedoring services totaled $827.9 million in 2012, compared to $857.5 million in the previous year. Revenue from additional port services grew by $6.4 million to $89.9 million. Revenue from port fleet services increased by $8 million to $100.9 million.

The growth of transshipment volumes for a number of types of cargo increased stevedoring revenue by $60.3 million*, including:

  • Grain shipments increased by 2 mln tons, and revenue in the segment jumped by US$ 30.9 mln.*;
  • Shipments of oil products grew by 2.9 mln tons, driven among other factors by the introduction of new capacity, and generated an additional US$ 7.4 mln.* in revenue;
  • A 1.8 mln ton increase in shipments of ferrous metals created US$ 14.7 mln.* of additional revenue.
  • Growth of container transshipments by 26,000 TEU, which increased revenue on such cargo by another $7.3 mln.*

On the other hand revenue from stevedoring services in 2012 was affected by the following negative factors:

  • Foreign exchange loss in the amount of $26.8 mln.* resulting from the effect of translation of ruble revenues into presentation currency and from exchange rate differences between 2012 and 2011;
  • A drop of $6.7 mln.* in crude oil revenues resulting from 2.6 mln. tonnes reduction of volumes;
  • Bulk fertilizers revenues were down $9.7 mln.* following 1.2 mln. tonnes decrease in volumes;
  • Iron ore revenues reduced by $6.9 mln.* on the back of 1.2 mln. tonnes drop in volumes;
  • Aggregated reduction in volumes of other cargoes resulted in reduction of stevedoring revenue by $39.8 mln.*

* Not IFRS indicator, cited according to management reporting data.

Cost of services

In 2012 the Group‘s cost of services fell by $ 59,7 mln., or 12.1% year-on-year, to $ 435.7 mln. The biggest reduction of $ 71.6 mln. was in expense on fuel for resale and own consumption as a result of reduced procurement of bunkering fuel.

Depreciation and amortization increased by $4.4 million due to the launch of new facilities, including a bunkering complex at LLC PTP.

Personnel costs grew by $5.6 million with the increase in salaries for operational staff at a number of Group companies at the end of 2011 and beginning of 2012 as part of a new social policy.

Group’s expense on repairs and maintenance of plant and equipment rose by $3.9 million, including due to unscheduled repairs in the wake of the flooding in Krasnodar region on July 6-7, 2012.

Combined changes in other cost items reduced the Group’s cost of sales by $2.06 million.

The Group’s selling, general and administrative expenses increased by $9.4 million or 12.0% in 2012 to $87.5 million. This was primarily due to an $8.6 million increase in staff expenses following the introduction of a new pay and incentive system. Other items of SG&A rose by a total of $1.3 million.

EBITDA

Group EBITDA in the reporting period rose to $ 591.5 mln. from $550.3 mln. in 2011. The EBITDA margin was 57.2%, against 52.5% in 2011, driven by growth in volumes of higher-margin products and the introduction of new capacities.

The main driver of EBITDA growth was 1.9 mln. tonnes increase in cargo volumes and changes to cargo mix, accounting for US$ 44.8 mln.* EBITDA from bunkering operations grew by $ 4.4 mln.* Higher volumes of additional services produced a $ 13.7 mln.* increase in EBITDA, while new capacities brought online contributed $ 11.9 mln.* Net change to cost of services (excluding expense on bunkering fuel and variable costs of grain handling) produced a negative impact on EBITDA of $ 33.5 mln.*

Net profit

The Group’s net profit for 2012 was $316 million. Impairment of goodwill on the acquisition of LLC PTP in the amount of $89.5 million had a major impact on the net profit. Net profit adjusted for this factor amounted to $388 million. The impact of the Russian ruble’s appreciation against the U.S. dollar on the Group’s assets and liabilities denominated in foreign currency in 2012 resulted in an exchange rate gain of $130 million compared to an exchange rate loss of $168 million in 2011.

Investment program

NCSP Group’s spending on its investment program totaled $89.3 million* in 2012 (according to management reporting data, including VAT), including $55.6 million* on development projects and $33.7 million* on equipment upgrades in the course of current operations.

* Not IFRS indicator. Cited according to management reporting data, includes VAT.

Debt

The Group’s debt as of 31 December 2012 totalled $ 2,262 mln., a 9.7% reduction from the end of 2011. Net debt as of the end of 2012 comprised $ 2,019 mln., against US$ 2,379 at the end of 2011.

The Net debt/EBITDA ratio was 3.4 at the end of the reporting period, well below the maximum of 3.75 for 2012 stipulated by the covenants of Group loans. As at 31 December 2012, the average effective borrowing rate relating to the Group’s debt was 5.79% per annum compared to 5.73% per annum as at 31 December 2011.

On 4 March 2012 the Board of Directors of PJSC NCSP approved a programme of rouble bonds to be issued in five series. Series BO-01, BO-02, BO-03, BO-04 and BO-05 are nominated in the amount of RUB 5 bln., RUB 4 bln., RUB 4 bln., RUB 3 bln., and RUB 2 bln. respectively. On 3 April 2012 the Group completed registration of the programme, and the bonds were included in the list of securities admitted to trading on the Moscow Exchange.

The Group placed rouble bonds Series BO-02 for the amount of 4 billion rubles ($136 million) and maturing April 29, 2015, in a public offering on May 2, 2012. The bonds have a 9% annual coupon rate payable every 182 days, with the first payment on October 31, 2012.

At the time of roble bonds placement PJSC NCSP has also entered into a currency swap agreement to hedge its currency risk, by balancing the currency structure of its liabilities and revenues. The currency swap agreement allowed PJSC NCSP an effective borrowing rate on the bonds of less than 4.0% per annum.

On 15 May 2012, NMTP Group repaid in full its five-year Eurobond issue in the amount of $300 mln. The Eurobond, in the form of loan participation notes (LPN), was placed on 17 May 2012 through the Luxembourg-registered SPV Novorossiysk Port Capital S.A. The notes had an annual coupon of 7% with semi-annual payments.

Redemption of the Eurobond was financed in part from own funds and partly through the placement of rouble bonds Series BO-02 for RUB 4 bln.

NCSP Group seeks to optimize its debt portfolio in terms of cost and duration of borrowings in order to maintain optimum liquidity for the Group. Therefore the Group is considering a changing of the terms of or refinancing a loan of $1.950 mln. received from Sberbank of Russia in 2011 to finance the acquisition of LLC PTP, to improve on fixed interest rate of 7.48% per annum which will be applied to this loan as of January 2014.

  © PJSC «Novorossiysk Commercial Sea port» 2013

2.3. Обзор финансовых результатов

Млн. долларов США или %, если не указано иное 2012 г. 2011 г. Изменение (%)
Выручка 1 033,7 1 049,5 (1,5 %)
Себестоимость услуг 435,7 495,4 (12,1 %)
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы 87,5 78,2 11,9 %
EBITDA* 591,5 550,3 7,5 %
Рентабельность EBITDA (%) 57,2 % 52,5 % 4,7 п.п.
Чистая прибыль 316,0 130,3 142,5 %
Инвестиции (CAPEX)*** 89,3 115,6 (22,8 %)
Долг Группы 2 262 2 506 (9,7 %)
Чистый долг** 2 019,0 2 378,7 (15,1 %)
Чистый долг / EBITDA 3,4х 4,3x — 

* EBITDA рассчитывается как чистая прибыль за период за вычетом финансовых расходов, налога на прибыль, амортизации, обесценения гудвила, списания основных средств, процентных доходов и (расходов) / доходов по курсовым разницам, нетто.

** Чистый долг рассчитывается как Общий долг — Денежные средства и их эквиваленты

*** По данным управленческой отчетности, вкл. НДС.

По итогам 2012 года выручка Группы НМТП составила $1 033,7 млн.; себестоимость услуг и административно-хозяйственные расходы — $435,7 млн. и $87,5 млн. соответственно. EBITDA Группы увеличилась на 7,5 % до $591,5 млн. при марже 57,2 %. Долг Группы в отчетном периоде сократился на 10 % до $2 262 млн.; отношение чистого долга к EBITDA составило 3,4 на конец 2012 года.

Выручка

В 2012 году выручка Группы от оказания стивидорных услуг составила $827,9 млн. против $857,5 млн. в предшествующем году. Выручка от оказания дополнительных портовых услуг увеличилась на $6,4 млн. и составила $89,9 млн. Выручка от оказания услуг портового флота выросла на $8 млн. и достигла $100,9 млн.

Положительная динамика объемов перевалки по ряду грузов позволила получить прирост стивидорной выручки на $60,3 млн.*, в том числе:

  • увеличение перевалки зерна на 2 млн. тонн дало $30,9 млн.* дополнительной выручки;
  • рост перевалки нефтепродуктов на 2,9 млн. тонн, в том числе за счет введения новых мощностей, выразился в увеличении выручки на $7,5 млн.*;
  • увеличение перевалки черных металлов на 1,8 млн. тонн дало $14,7 млн.* дополнительной выручки;
  • рост перевалки контейнеров на 26 тыс. TEU увеличил выручку по этим грузам еще на $7,3 млн.*

Отрицательное влияние на объем выручки от оказания стивидорных услуг в 2012 году оказали следующие факторы:

  • отрицательные курсовые разницы в размере $26,8 млн.*, возникающие при конвертации рублевой выручки в валюту представления отчетности, а также за счет разницы обменных курсов в 2011 и 2012 годах;
  • сокращение выручки от перевалки сырой нефти на $6,7 млн.* на фоне сокращения объемов на 2,6 млн. тонн;
  • снижение выручки от перевалки минеральных удобрений на $9,7 млн.* тонн, при снижении объемов на 1,2 млн. тонн;
  • сокращение выручки от перевалки железной руды на $6,9 млн.*, по причине снижения объемов на 1,2 млн. тонн;
  • снижение объемов перевалки по прочим грузам привели к суммарному сокращению выручки на $39,8 млн.*

* Не является показателем МСФО, приведено по данным управленческой отчетности.

Себестоимость

В 2012 г. себестоимость услуг Группы сократилась на $59,7 млн. или на 12,1 % по сравнению с 2011 годом и составила $435,7 млн. Наибольшее сокращение — на $71,6 млн. — произошло по статье «топливо для перепродажи и собственного потребления» в результате сокращения объемов закупки топлива для бункеровки.

Амортизационные отчисления увеличились на $4,4 млн. вследствие введения в эксплуатацию новых мощностей, включая бункеровочный комплекс ООО «ПТП».

Расходы на персонал увеличились на $5,6 млн. в связи с увеличением заработной платы производственного персонала на ряде предприятий Группы в конце 2011 — начале 2012 года в рамках реализации новой социальной политики.

Расходы Группы на ремонт основных средств в 2012 году увеличились на $3,9 млн., в том числе за счет проведения внеплановых ремонтов оборудования в процессе ликвидации последствий наводнения в Краснодарском крае, произошедшего 6-7 июля 2012 года.

За счет суммарного изменения по прочим статьям себестоимость Группы сократилась на $2,1 млн.

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы Группы в 2012 году по сравнению предыдущим годом увеличились на $9,4 млн. или на 12,0 % и составили $87,5 млн. Увеличение произошло преимущественно за счет расходов на персонал на $8,6 млн. вследствие введения новой системы оплата труда и мотивации персонала. Расходы по прочим статьям суммарно увеличились на $1,3 млн

EBITDA

Показатель EBITDA Группы в отчетном году увеличился до $591,5 млн. против $550,3 млн. в 2011 году. Рентабельность по EBITDA по итогам года составила 57,2 %, против 52,5 % в 2011 году. Основным фактором увеличения рентабельности стал рост объемов высокомаржинальных грузов и ввод новых мощностей.

Основным фактором прироста EBITDA стал рост объемов перевалки на 1,9 млн. тонн, и изменение номенклатуры грузов, эффект от которого составил $44,8 млн.* Прирост EBITDA от бункеровочных операций составил $4,4 млн.* Рост объемов оказания дополнительных услуг позволил увеличить EBITDA на $13,7 млн.* Введение новых перевалочных мощностей увеличило EBITDA на $11,9 млн.* Сокращение EBITDA за счет изменения себестоимости, скорректированного на затраты на закупку топлива для перепродажи и переменные затраты по перевалке зерна, составило $33,5 млн.*

* Не является показателем МСФО, приведено по данным управленческой отчетности.

Чистая прибыль

Чистая прибыль Группы за 2012 год составила $316 млн. Существенное влияние на чистую прибыль оказало обесценение гудвилла по сделке о приобретении ООО «ПТП» в сумме $89,5 млн. Чистая прибыль, без учета влияния указанного фактора, составляет $388 млн. Эффект от укрепления курса российского рубля по отношению к доллару США в 2012 году на активы и обязательства Группы, выраженные в иностранной валюте, привел к появлению дохода по курсовым разницам в размере $130 млн., против убытка по курсовым разницам в 2011 г. в размере $168 млн.

Реализация инвестиционной программы

Затраты Группы НМТП на реализацию инвестиционной программы в 2012 году составили $89,3 млн.* (по данным управленческой отчетности, включая НДС). В том числе $55,6 млн.* на реализацию проектов развития и $33,7 млн.* на обновление основных фондов в рамках текущей деятельности.

* Не является показателем МСФО.
Приведено по данным управленческой отчетности, вкл. НДС.

Долговая нагрузка

Долг Группы по состоянию на 31 декабря 2012 года составлял $2 262 млн. — на 9,7 % меньше задолженности на конец 2011 года. Чистый долг Группы на конец 2012 года составил $2 019 млн. против $2 379 млн. на конец 2011 года. Соотношение Чистый долг/EBITDA составило 3,4 на конец отчетного года, что предполагает достаточный запас относительно предусмотренного условиями кредитов Группы максимального значения в 3,75 на 2012 год. Средняя годовая эффективная ставка по кредитам и займам Группы на 31 декабря 2012 года составила 5.79 % годовых против 5.73 % годовых на 31 декабря 2011 года.

4 марта 2012 года Совет директоров ОАО «НМТП» одобрил программу рублевых биржевых облигаций, состоящую из пяти серий. Размеры серий биржевых облигаций БО-01, БО-02, БО-03, БО-04 и БО-05 составили 5 млрд., 4 млрд., 4 млрд., 3 млрд. и 2 млрд. рублей соответственно. 3 апреля 2012 года Группа завершила регистрацию программы, и облигации были включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам на Московской бирже.

2 мая 2012 года Группа разместила рублевые облигации серии БО-02 на сумму 4 млрд. рублей ($ 136 млн.) по открытой подписке сроком обращения до 29 апреля 2015 года. Купон по облигациям установлен 9 % годовых и выплачивается каждые 182 дня, с первой выплатой купонного дохода 31 октября 2012 года.

Одновременно с привлечением рублевых облигаций ОАО «НМТП» заключило договор валютно-процентного свопа в целях хеджирования валютных рисков, благодаря чему достигается соответствие валютной структуры обязательств и выручки Компании. Сделка валютно-процентного свопа позволила ОАО «НМТП» получить эффективную ставку заимствования менее 4,0 % годовых.

15 мая 2012 года Группа НМТП полностью погасила выпуск пятилетних еврооблигаций в объеме $300 млн. Размещение еврооблигаций типа LPN (Loan Participation Notes) было осуществлено 17 мая 2007 года через SPV-компанию — Novorossiysk Port Capital S.A., зарегистрированную в Люксембурге. Ставка купона составляла 7 % годовых, выплата купона дважды в год.

Погашение еврооблигаций было профинансировано частично за счет собственных средств, и частично — за счет размещения рублевых биржевых облигаций серии БО-02 на сумму 4 млрд. рублей.

Группа НМТП стремится к формированию оптимальной структуры долгового портфеля по стоимости и срокам заимствований, а также с целью поддержания ликвидности Группы. В этой связи Группа изучает возможность изменения условий, либо рефинансирования кредита ОАО «Сбербанк России» в размере $1 950 млн., привлеченного в 2011 году в рамках сделки по приобретению ООО «ПТП», в том числе по причине применения по этому кредиту фиксированной процентной ставки в размере 7,48 % годовых с января 2014 года.

  © ОАО «Новороссийский морской торговый порт» 2013